Перевозки грозовым транспортом в Российской Федерации находятся в глубоком кризисе. Большие налоги и дорожные сборы имеют прямое влияние на конечные цены, от которых страдает потребитель. Но основная проблема в том, что вырученные средства не идут на развитие инфраструктуры. Любое последнее нововведение усиливало складывающийся коллапс и делало всё плачевнее положение участников рынка. Александр Потеряхин, который является председателем транспортного комитета Ростовской области недавно сказав на встрече с транспортниками что глядя на развитие отрасли сейчас хочется только плакать
«За последние 15 лет было сделано все, чтобы ликвидировать систему - разрушена сеть транспортно-экспедиторских компаний со своими складами, базами. С уходом лицензирования 2005 года на рынок хлынул поток нелегалов. Разве мог кто представить лет 20 назад, что компания может отдать свой груз неизвестно кому, а сегодня это практика», - сказал он. Будет ли панацеей укрупнение отрасли?
Сегодня в среде между средним и крупным бизнесом разыгралось настоящее дерби. Большим компаниям выгодно дорожание перевозок в силу того, что в цену закладывается содержание офисов и огромного штата персонала, а частники и маленькие компании лишены всего этого. Таким образом большие компании заинтересованы в поглощении малого и среднего бизнеса в свой штат. Серые схемы — только на Кавказе
Отдельной проблемой является наличие значительного количества серых схем вкупе с нелегальными организациями. Сами дальнобойщики говорят, что проблема излишне раздувается. Говорят что они имеют официально оформленное ООО или ИП, не работают за наличный расчёт и ведут бухгалтерию. Так же говорится о том, что большая часть "серых", располагается на Кавказе, а вся Центральная Россия работает официально. Заявляется о том, что количество нелегалов не превышает 15% и увеличивается кратно показателю наличия сельхозпродукции. Соответственно данный фактор является ещё и сезонным и зависит от наличия овощей и фруктов.
Ситуация усугубилась настолько, что многие перевозчики, например из Москвы и Санкт-Петербурга, специально перерегистрируются глубже в регионы, в надежде избежать дополнительных поборов и «договориться» с местными властями и проверочными службами на более выгодных условиях.
И крупные и мелкие участники рынка грузоперевозок упрекают друг друга в невыплате НДС. По итогу получается достаточно безрадостная картина: цены на грузоперевозки падают и участники рынка, как могут, стараются экономить. Государство же, тем временем, изыскивает все новые способы пополнения бюджета. Одними из наглядных примеров этому служит ситуация с введением НДС для транспорта, говорилось, что это временная мера, подобная акцизу на ГСМ. Было обещано убрать налог на транспорт, по итогу же получилась достаточно постапокалиптическая картина, когда налог еще и подняли, акциз оставили и добавили ко всему этому "Платон".
Владимир Путин выступал на эту тему на Госсовете, где он сказал, что из всех необходимых средств только 15% поступает на ремонт и содержание дорог в регионах. Нововведенный Платон не спасает ситуацию - часть денег, которые были получены с него в этом году так же не вернулась в регионы. Таковы данные официальной статистики. Есть ещё статистика неофициальная и она говорит о том, что все участники рынка, начиная от частников и заканчивая крупными игроками, пытаются уклоняться от выплаты налогов тем или иным образом.
Что же делать в сложившейся ситуации? Активные участники транспортной сферы предлагают самые разные варианты. Существует предложение вернуть лицензирование, но в настоящих условиях это скорее фантастический вариант. Так же звучат предложения сделать отдельные реестр, в котором будут находиться добросовестные перевозчики, но все это может так же прорасти коррумпированными схемами. Согласно выводам экспертов, к ситуации нужно подключать не чиновников, которые максимально оторваны от жизни и принимают непопулярные и неэффективные решения, а экспертов в области логистики и экономики, которые смогу предложить новые варианты, максимально приближенные к реалиям вопроса. Подобный подход может остановить приближающийся коллапс и дать надежду на возрождение отрасли.